Меню
ТАДЖИКИСТАН
Финансирование (Россия): 12 000 000 USD
Проект ВПП «Поддержка доступности образования детей, находящихся в уязвимом положении» ежедневно обеспечивает школьным питанием более 370 000 учеников 2 000 школ (более 60% всех школ) в сельских районах Республики Таджикистан.
Программа развития школьного питания ВПП ООН стартовала в Таджикистане в 1999 году и является самой крупной программой, реализуемой ВПП. В 2013 году Институт стал техническим партнером ВПП в реализации проекта. С этого момента началась техническая поддержка правительства в дополнение к продовольственному обеспечению.

Основным достижением этого периода является Концепция развития Национальной политики в области школьного питания, принятая в феврале 2015 года. Концепция была разработана совместно Министерством образования, Министерством здравоохранения и социальной защиты, ВПП и SIFI.

Документ закрепляет обязательство правительства приложить усилия над внедрением устойчивой национальной программы школьного питания.
Развитие инфраструктуры и обучение персонала
Совместно с национальными властями мы определили два района (Хатлонский и Согдийский) и выбрали восемь пилотных школ, на основе которых начали практическую разработку системы школьного питания. Благодаря поддержке местных властей, эти школы были отремонтированы и обеспечены новым современным оборудованием для организации горячего питания.

Конечно, мы не забыли и о персонале школ, которые до этого никогда не пользовались подобным оборудованием. Специально для поваров и сотрудников пищеблоков мы провели ряд тренингов, в ходе которых они изучили теоретические аспекты, правила и нормы организации школьного питания, продовольственной безопасности и качества. В рамках практического компонента тренингов повара научились пользоваться новым оборудованием и использовать только методы тепловой обработки, разрешенные для питания детей.
Запуск межшкольных хлебопекарен
    В Нуреке (Хатлонская область) местные власти проявили большой интерес к организации пришкольной мини-пекарни. В результате мы нашли школу, идеально подходящую для организации в ней выпечки хлеба.
    После проведения подготовительных работ, различного рода исследований, разработки технологических планов пекарни и выбора оборудования для выпечки, мы помогли школе №3 провести ремонтные работы. Партнеры ВПП предоставили необходимое оборудование для выпечки хлеба. Были проведены тренинги для персонала пекарни, после чего мини-пекарня начала работу. Сегодня она предоставляет хлеб и булочки для 2 391 учеников и 126 учителей в 11 школах.
    Мы решили не останавливаться на достигнутом и организовать похожую мини-пекарню во втором пилотном районе — в городе Рогун. В данный момент рогунская мини-пекарня на базе СШ №1 предоставляет свежую выпечку для 1 388 бенефициаров в 9 школах.
    Внедрение нового меню и рецептов
    Мы разработали и внедрили новое двухнедельное меню для школьного питания. Чтобы разнообразить рацион школьников и повысить его питательные качества, разработаны рецептуры и калькулятор меню.

    Мы также разработали и опубликовали «Книгу рецептов для школьного питания в Республике Таджикистан», которая была признана лучшей в категориях: «Пищевая безопасность» и «Особая награда жюри» на церемонии вручения наград всемирной премии кулинарных книг «Гурман» (Gourmand World Cookbook Awards).

    По результатам работы в Таджикистане также удалось разработать рекомендации по организации пришкольных садов для школ Республики.
    Экономический анализ и оценка различных моделей школьного питания
    Для научного обоснования наших подходов мы провели несколько различных исследований.

    В рамках анализа микронутриентного статуса учеников младших классов мы:
    • Определили микорнутриентный статус 588 школьников на основе анализа волос.
    • Провели сравнительный анализ потребления химических элементов с водой и продовольственными рационами школьниками.
    • Определили дефицит/профицит витаминов и микроэлементов.
    • Разработали предложения по включению в рацион школьников фортифицированных продуктов питания.

    Мы подготовили предложения по моделям организации школьного питания, принимая во внимание особенности регионов страны, популяризацию правильных пищевых привычек, а также необходимость увеличить число школьников, получающих соразмерное их потребностям питание.


    В 2017 году ВПП ООН и Институт отраслевого питания подписали очередное Соглашение на период с 2017 по 2018 гг., в рамках которого будет продолжена работа по развитию Национальной стратегии школьного питания, а также формированию наиболее эффективных моделей школьного питания посредством пилотирования проектов в различных регионах страны.
    Вестник школьного питания
    Июнь 2020
    1. Кухни народов мира: Травы Таджикистана
    2. Помощники на школьной кухне: Конвектомат и пароконвектомат
    3. Садоводство вместо телевизора: как заинтересовать ребенка и почему это важно?
    4. Пандемия коронавируса лишает детей школьного обеда: как мир борется с продовольственным кризисом и что делается для защиты уязвимых слоев населения
    5. Школьное питание будет только лучше: Россия выделяет более 21 млн. долларов США для развития
    системы школьного питания в Таджикистане
    6. Тарелка здорового питания: как привить ребенку любовь к полезной еде
    7. Ферментированные продукты круглый год: как привычную засолку сделать полезной
    8. Питьевой режим для детей и родителей. Почему это важно и как научиться пить достаточно жидкости
    9. Истории Кухонвилля. История первая: Происшествие в Крупа-сити



    В 2015 году мы выпустили первый Вестник школьного питания в Таджикистане. С этого момента мы держим вас в курсе достижений Программы школьного питания в стране.
    Новости проекта в Таджикистане